Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.

8

   Этот праздник берёт своё начало в 1983 году, когда впервые была проведена эта знаменательная дата.

   Цель Всемирного дня прав потребителей заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с защитой прав потребителей, повысить уровень грамотности и информировать граждан о механизмах государственной и общественной защиты их интересов.

В 1961 году в этот день было сформулировано понятие «потребитель» и определены четыре основных права, которые являются фундаментом для защиты интересов покупателей:

* Право на информацию;

* Право на безопасность;

* Право на осознанный выбор;

* Право быть услышанным.

Позже Всемирная организация потребителей дополнила эти права следующими:

* Право на возмещение ущерба;

* Право на потребительское образование;

* Право на удовлетворение базовых потребностей;

* Право на здоровую окружающую среду.

Ежегодно Международная организация потребителей разрабатывает основную тему мероприятий. В 2025 году – это «Справедливый переход к устойчивому образу жизни».

Прошедшее десятилетие стало самым теплым за всю историю наблюдений, а экстремальные погодные условия стали обычным явлением во многих странах. Утрата биоразнообразия и загрязнение окружающей среды представляют собой растущую угрозу для всей планеты и для здоровья человека.

В эпоху экологических проблем и растущего осознания хрупкости нашей планеты, принятие устойчивого образа жизни становится необходимой и важной обязанностью каждого гражданина.

Чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений, нам придется внести фундаментальные изменения в то, как мы питаемся, как путешествуем, как обогреваем или охлаждаем наши квартиры, а также в то, какие товары и услуги мы покупаем и используем каждый день. При этом крайне важно, чтобы товары и услуги, потребление которых не наносит вреда окружающему нас миру, стали для потребителей доступными в разных частях мира и недорогими. Этот переход не должен происходить за счет ущемления основных прав и потребностей, а наоборот, давал возможность для развития, обеспечивая устойчивый образ жизни как для людей, так и для планеты.

Несколько принципов устойчивого образа жизни:       

- Сознательность. Потребитель должен быть хорошо информирован о том, как производятся товары и как они влияют на окружающую среду и общество.

- Минимализм. Отказ от излишнего потребления и стремление к простоте помогают сосредоточиться на том, что действительно важно, и сократить расход ресурсов.

- Экологическая устойчивость. Потребитель должен выбирать товары и услуги, которые имеют наименьший негативный экологический след. Например, можно покупать товары с экологическими сертификатами и минимизировать использование одноразовых изделий.

- Социальная ответственность. Важно учитывать социальные аспекты производства и потребления товаров. Например, стоит поддерживать компании, которые следуют этичным стандартам производства, обеспечивают достойные условия труда и справедливую оплату своим работникам.

- Локальное потребление. Предпочтение местным товарам и услугам способствует снижению уровня транспортных выбросов и поддерживает местное хозяйство и сообщество.

Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области утвержден соответствующий план проводимых в рамках Всемирного дня прав потребителей мероприятий.

Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня, предусматривают различные формы работы, связанные с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения, и направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей.

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей   можно по телефону:

8(831 92) 5-11-45 Сектор поддержки предпринимательства и защиты прав потребителей

8 (800) 555-49-43 Единый консультационный центр Роспотребнадзора (звонок по РФ бесплатный)

В рамках телефонной линии граждане смогут получить помощь в оформлении претензий к организациям, узнать о федеральном законе «О защите прав потребителей» и особенностях проведения надзорных мероприятий. 

 - "О введении в действие Единых правил  в области защиты прав потребителей"

- " Маркировка товаров средствами идентификации"

- Особенности возврата технически сложных товаров

- Ответственность продавца при покупке через Интернет